Свежий воздух, регулирование влаги и устранение неприятных запахов в салоне автомобиля — все это заслуги кондиционера. Удобно, когда можно за считанные минуты создать комфортный микроклимат. В жаркое время года наличие такой опции сложно переоценить, но кондиционером нужно уметь пользоваться.
При нарушении правил эксплуатации последствия могут быть непредсказуемыми и затратными. При желании продать или приобрести машину работоспособность кондиционера — один из важных пунктов для принятия решения. Выкуп авто проводят при разных условиях, но с исправной системой охлаждения воздуха шанс на выгодную цену на порядок выше. Если у вас есть сомнения в соблюдении правил эксплуатации, прочитайте топ-10 самых частых ошибок автовладельцев.
Перечень частых ошибок
Ошибка №1
Игнорирование проверки и заправки системы кондиционирования. В каждом автомобиле есть табличка с указанием типа используемого фреона и его количества. Она находится в моторном отсеке. В процессе эксплуатации происходит утечка фреона в пределах до 10%. Это допустимый показатель в силу использования резиновых шлангов в системе кондиционирования. Простой расчет: если в системе предусмотрено 525 г, то каждый год утечки могут достигать 50 г. При снижении показателя до 300 г возможен выход из строя кондиционера. При игнорировании контроля за количеством хладагента повышается рабочая нагрузка и амортизация деталей. Система недополучает смазку и более неспособна эффективно охлаждать салон автомобиля.
Ошибка №2
Отсутствие профилактических запусков кондиционера в холодное время года. Технические специалисты рекомендуют включать систему хотя бы на 10-15 минут один раз в неделю. Это необходимо для поддержания текущего рабочего состояния, поскольку происходит обновление смазки деталей. Кондиционер характеризуется герметичностью. Важно обеспечить сохранность целостности шлангов, уплотнителей, прокладок из резины, а для этого по системе периодически должен циркулировать хладагент. При простое масляная составляющая оседает и детали остаются без необходимой им смазки. Отсюда повышенный износ и выход из строя. Производить включение в профилактических целях можно только в теплом помещении (в гараже, на крытых парковках, СТО). Чем дольше система кондиционирования бездействует, тем больше времени нужно на ее восстановление.
Ошибка №3
В салон автомобиля поступает воздух с неприятным запахом. Его появление — результат размножения бактерий и грибка. При регулярном вдыхании такого воздуха можно спровоцировать развитие заболеваний органов дыхания. При профессиональном обслуживании проводят обязательную антибактериальную обработку кондиционера с заменой фильтра салона. В идеале это делают два раза в год — весной и осенью. Экономить на фильтре тоже не лучшая идея. При засорении снижается его пропускная способность, что становится причиной использования кондиционера на максимальной скорости, шума в салоне и низкой эффективности охлаждения.
Ошибка №4
Обслуживание по принципу «где-нибудь и подешевле». Один раз в два года кондиционер нуждается в профессиональном обслуживании. Знакомый из соседнего гаража, какое-нибудь СТО под домом не факт, что сделают работу качественно и по грамоте. На специализированных сервисах используется необходимое оборудование, газоанализаторы, заправочные станции. Чем опасен некачественный фреон? Высокий риск поломки компрессора, засорения системы, создания «ядерного коктейля» — основные постэффекты. Несовместимый фреон с маслом в автомобиле может привести даже к повышенному расходу топлива. А вы знали, что замена компрессора в кондиционере может стоить 1000 евро?
Сейчас не используют для заправки фреон R12. Он снят с производства, но до сих пор при газоанализе он определяется в смесях хладагентов. Это же касается вредного R22. На специализированных СТО не допускают их использование. Фреон R134а или R1234yf — основные при заправке автокондиционеров. При профессиональном обслуживании проверяют не только соответствие температурным показателям конденсации и кипения, но и совместимость с маслом системы. Это исключает в дальнейшем плохую смазку и выход из строя дорогостоящего компрессора. Сосед из гаража не сможет обеспечить такой уровень обслуживания.
Ошибка №5
Излишнее желание часто мыть радиатор машины. Одно дело мыть по регламенту, другое — слишком часто и с использованием активной пены. Влияние такой среды может спровоцировать появление коррозии, а она — потерю герметичности радиатора-конденсатора.
Ошибка №6
Машина постояла на солнцепеке и не была проветрена перед поездкой. В этом случае плохо всем — и автомобилю, и пассажирам. Под воздействием солнечных лучей закрытый салон в машине нагревается до 60-70 градусов. Перед поездкой нужно проветривать салон для снижения температуры. Иначе можно получить тепловой удар, а потом при включенном на полную мощность кондиционере простудиться за счет быстрого охлаждения. При исправной системе кондиционирования это работает именно так. Возможна и обратная ситуация. При недозаправленным фреоном кондиционере эффективность работы замедляется. Высокая температура в салоне провоцирует компрессор функционировать на износ.
Ошибка №7
Игнорирование засора и использование мелкозернистых антимоскиток. Эти ошибки приводят к накоплению мусора в радиаторе-конденсоре. За счет дополнительного использования антимоскитных сеток ухудшается процесс охлаждения. Это происходит за счет искусственного снижения эффективности работы. Автоматически возрастает нагрузка на компрессор, сокращая ресурс его работы и сопутствующих технических узлов. Банальный засор может стать причиной серьезных неисправностей. Продать авто в таком случае для владельца будет лучшим решением, если нет желания или возможности заниматься затратным ремонтом.
Ошибка №8
Солнцепек и включенный обдув на полную мощность на лобовое стекло. Так делать — плохая идея. Она может обойтись в стоимость покупки нового лобового стекла. В процессе эксплуатации на нем появляются микротрещины и сколы от попадания мелких камней. Лобовое стекло повышает жесткость кузова на 15% на скручивание. Конструкционно оно находится под нагрузкой. Если холодный поток воздуха направить на стекло, фрагментарные температурные перепады негативно сказываются на физических показателях. В результате из-за резкого изменения внутреннего напряжения повышается риск образования трещин.
Ошибка №9
Все включить и все открыть. Сделать из закрытого салона автомобиля открытый кабриолет — ошибка. Конфликт между потоками горячего воздуха извне и холодного из кондиционера нарушает баланс охлаждения. Кондиционер постоянно функционирует в режиме повышенной нагрузки, что ускоряет необходимость его капитального ремонта.
Ошибка №10
Самостоятельная дозаправка. Это ошибка автовладельцев, желающих сэкономить время и деньги. Она приведет к ускоренному износу системы и дорогостоящему ремонту. В магазинах и на рынках продают баллончики с фреоном. При их самостоятельном использовании нарушается техника дозаправки. Результат — переизбыток хладагента. Сначала нужно откачивать и контролировать количество, качество и состав фреона в системе, а потом заправлять обратно. При переизбытке нарушается скорость испарения. Из радиатора-испарителя фреон в жидком виде попадает в компрессор. Возрастает риск гидроудара. Это случилось? Значит, ошибка была критичной и придется менять компрессор.